Тенденции на рынке российского каршеринга: куда он идет, перспективы и проблемы


А как обстоит дело в других городах? Какие тенденции наблюдаются на рынке каршеринга в целом, чего ожидать в течение ближайших лет? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Основные тенденции российского каршеринга

Можно назвать как минимум 10 основных тенденций и перспектив становления бизнеса краткосрочной аренды транспортных средств.

Разукрупнение компаний

В 2017-19 годах на рынке каршеринга в России работало около 25 компаний. Однако уже к 2020 году и на момент 2021 года осталось около 20. Такие данные приводят аналитики. За время с момента появления каршеринга в 2011-12 годах и до сегодняшнего дня с рынка ушло более десятка операторов краткосрочной аренды. Это связано с несколькими факторами: 

  • Длительными сроками окупаемости бизнеса.
  • Сравнительно низкой доходностью в первые годы.
  • Жесткой конкуренцией. 

Не последнюю роль сыграла и пандемия, которые здорово подкосила позиции многих операторов. 

Как бы то ни было, выжили сильнейшие. Процесс идет по пути разукрупнения компаний, которые могут покрыть свои издержки за счет внутренних ресурсов и пережить трудные времена. Снизить общие цены за счет повышения количества пользователей аренды. Мелким операторам, несмотря на более гибкие условия, все труднее выживать и конкурировать со старожилами рынка или ответвлениями корпораций типа Яндекса.

 

Застревание в крупных регионах

Каршеринговые компании представлены во всех округах РФ, однако распределение неравномерное. Подавляющее большинство операторов располагается в Европейской части России. Если говорить еще точнее, в мегаполисах. Таких как Москва, в меньшей степени — Нижний Новгород. Другие крупные города вроде Екатеринбурга, Новосибирска, прочих также могут предложить клиентам услуги каршеринга. 

Однако из-за отсутствия достаточной инфраструктуры, особенностей менталитета населения, низкой стоимости услуг такси и плохих дорог города с населением менее 500 000 — 1 000 000 человек долгое время так и будут оставаться без возможности арендовать авто на короткий срок от компании. Это невыгодно операторам и не востребовано у большей части населения таких пунктов. Предложения частных лиц не в счет.

Постепенный выход за пределы крупных городов

В долгосрочной перспективе, как считают некоторые эксперты, возможен выход арендного бизнеса за пределы крупных регионов. Изоляционная ситуация будет сохраняться до повышения платежеспособности населения и массового строительства дорог, инфраструктуры.

Появление новых игроков

Как это и происходит, в перспективе нескольких лет будут появляться новые операторы. За счет гибкой ценовой политики, возможности быстро реагировать на изменения рынка, какое-то время они будут существовать. Однако как долго — вопрос спорный. Далее их ждет либо слияние с более крупными компаниями, либо закрытие, как было уже много раз до этого. Основная масса каршерингов будет открываться в Москве (это очевидно, поскольку чуть ли не 99% операторов в регионах — представители столичных компаний, которые работают по франшизе). 

Выживать же и получать прибыль со сдачи авто в поминутную/почасовую аренду смогут самые крупные операторы.

Увеличение общего парка автомобилей

На момент начала 2020 года суммарный автопарк каршеринговых авто составлял порядка 39 тысяч машин. По прогнозам аналитиков из Russian Automotive Market Research к середине 20-х годов это количество увеличится почти вдвое и составит 60-70 тысяч автомобилей. Что говорит об общем расширении каршерингового рынка и востребованности услуг бизнеса. А также более широком выборе для пользователей.

Властное регулирование

На протяжении 20 и в начале 21 годов уже высказывался ряд предложений, которые должны взять деятельность каршеринга под частичный контроль властей. Вот только часть инициатив: 

  • Установить единый тариф для пользователей каршеринга, операторов бизнеса.
  • Создать черные списки пользователей, которые нарушают правила. Для общего пользования компаний.
  • Издать единый закон, который будет регулировать деятельность операторов на рынке.
  • Стимулировать использование автопарка из отечественных машин. 

Пока ни одна из инициатив далее обсуждения не пошла. Но, по всей видимости, это вопрос времени. Жесткое регулирование создаст проблемы и пользователям, и компаниям, которым придется подстраиваться под новые реалии. Насколько быстро каршеринг будет взят под контроль и насколько жесткое регламентирование предстоит, вопрос пока туманный.

Колебания доходности

Как говорят специалисты, сроки окупаемости каршерингового бизнеса составляют порядка 3-х лет. Далеко не каждый оператор может позволить себе ждать так долго. Это снижает мотивацию потенциальных операторов. А изменения уровня доходов населения, жесткое вмешательство властей, как показала пандемия, может вызвать существенное снижение спроса на услуги, в том числе арендные. Все это в системе с удешевлением услуг такси, повышением предложений по подписке авто, приведет к постепенному падению доходности каршеринга. 

Компаниям придется перестраиваться, чтобы эффективно конкурировать.

Снижение стоимости поездок

Результатом снижения спроса на каршеринг может стать постепенное падение стоимости аренды автомобилей. Это один из немногих способов обеспечить конкурентоспособность компаний в условиях, когда ездить на такси или брать машину по подписке выгоднее. 

Мнения о снижении цен придерживается и основатель Darenta О. Грибанов.

Развитие каршеринговых агрегаторов

Постепенно популярность станут приобретать специальные сервисы. Они в режиме реального времени будут показывать где, в какой точке города человек сможет арендовать автомобиль. Также появится возможность бронирования, исследования предложений от разных операторов. Частные сайты также останутся. Однако каршеринговые компании будут заинтересованы в том, чтобы интегрироваться в новые сервисы. Это удобно и операторам, и самим пользователям.

Рост популярности у туристов

У туристов каршеринг, краткосрочная аренда станет все более популярной альтернативой пользованию общественным транспортом или арендой машины на длительный срок у частников. Правда, речь идет только о крупных городах и курортах, вроде Сочи. 

Насколько правдивы прогнозы экспертов, будет понятно в ближайшие годы.

Какие проблемы мешают развитию российского каршеринга

Есть несколько сложностей, которые сдерживают становления российского каршерингового рынка: 

  • Особенности менталитета. Машина считается личным средством передвижения и статусной вещью, которая подчеркивает социальное положение. Кроме того, люди не готовы нести ответственность за чужое и опасаются мошенничества.
  • Развитие сервиса подписки. То есть долгосрочной аренды транспортного средства от производителя или дилера.
  • Относительная дешевизна такси. Заплатив один раз конкурентную цену, человек получает то, что ему нужно. Добирается из точки А в точку Б и не несет никакой материальной ответственности. Такси было и остается главным конкурентом каршеринга.
  • Низкая платежеспособность населения. Из-за чего падает количество пользователей сервисов краткосрочной аренды.
  • Плохие дороги.

 

И это только то, что видно на поверхности. 

Поделиться:

Оставьте ваш комментарий