Рынок фальшивых аккаунтов: как это работает, и почему мошенничество с профилями становится все опаснее


По правилам операторов каршеринга, человек может иметь только один аккаунт. При этом регистрировать его нужно на собственное имя, подтверждать личность документально. Но далеко не все готовы выполнять это правило. 

Крупнейшие игроки, операторы краткосрочной аренды существуют всего несколько лет, зато черный рынок, мутные схемы пользования каршерингом цветут пышным цветом. Если верить статистике, примерно четверть аккаунтов — это липовые профили, которые зарегистрированы на чужое имя. 

В таких условиях рискуют как добросовестные и не очень пользователи, так и сами операторы краткосрочной аренды автомобилей. 

Попробуем разобраться, зачем кому-то фейковые аккаунты, насколько это популярно и чем грозит всей отрасли и отдельным людям.

Статистика

По сведениям аналитиков, от 20 до 25% аккаунтов в крупнейших сервисах каршеринга — это липа. Рынок изобилует предложениями. Яндекс выдает десятки магазинов, которые с радостью предоставят пользователям свободный доступ к аренде автомобилей без раскрытия истинной личности водителя. Поисковик выдает порядка 5-10 страниц с предложениями.

Недалеко ушел и Гугл: 

Каждый месяц в одном только яндексе порядка 1000 человек запрашивают сайты, где можно купить аккаунты каршеринга.

 

И это только по общему запросу, без уточнения названия оператора. 

Если верить словам самих продавцов, в неделю удается продать до 10 аккаунтов каршеринга через один магазин.

Источник. Примечание: МатрёшCar и Anytime больше не работают.

 

Получается, что услуги продажи липовых профилей пользуются большим спросом, и черные рынки ненастоящих аккаунтов только увеличивают свое предложение.

Как это работает

Существуют три варианта создания липового аккаунта в сервисе каршеринга. 

  1. Взлом чужого профиля. С помощью фишинговых ссылок и вредоносного программного обеспечения, вирусов, злоумышленники взламывают аккаунт простого пользователя. После чего продают его другим за энную сумму денег. Жертвой может стать кто угодно, тем более, что связка смс/пароль позволяет пробовать и подбирать сочетание неопределенное количество раз. Столько, сколько нужно. К счастью, этот метод уходит в прошлое и уже не пользуется таким спросом из-за сложности реализации.
  2. Аккаунты-самореги с документами на чужое имя. Регистрация аккаунтов происходит автоматически с помощью специальной программы-скрипта. При этом в качестве скана паспорта, личного имени используются фейки, изготовленные в фотошопе или же реальные документы на чужое имя. Получить доступ к ним не трудно, тем более, что многие готовы сливать информацию и личные данные по договорной цене: от работников салонов связи до нечистых на руку банковских служащих. Базы можно найти и на улице, чем активно пользуются злоумышленники.
  3. Пустые аккаунты-самореги. Самый простой и популярный вариант. Профиль регистрируется автоматически. При этом удается обойти ограничения и не подгружать документы. Аккаунт становится активным и им можно пользоваться. Все данные пользователь вводит сам, в том числе номер карты для оплаты аренды.

 

Большую часть фальшивых аккаунтов составляют мертвые души. Таких людей не существует. Но благодаря умело созданному ПО аккаунты-самореги продолжают существовать.

Типы продавцов

На рынке действует несколько типов продавцов: 

  • Откровенные мошенники. Предлагают купить аккаунт на выгодных условиях. Средняя стоимость — 1500-2000 рублей за профиль, что в 3-4 раза ниже рынка. Расчет на то, что пользователь заплатит и не сможет заявить в правоохранительные органы по понятным причинам.
  • Обычные продавцы. Люди, которые честно занимаются регистрацией аккаунтов-фейков (если тут вообще можно говорить о честности). Стоимость профиля составляет 6-8 тысяч. Это вполне реальные учетки, которыми можно пользоваться.
  • Бывшие или действующие сотрудники каршеринга. Продают собственные аккаунты, которые им больше не нужны или сливают информацию пользователей оператора. 

Связываться с ними или нет — вопрос сугубо личный. Прежде чем принять решение, стоит узнать об опасности тенденции и рисках для самого незадачливого водителя, который пользуется чужими данными.

Почему тенденция настолько опасна

Расширение черного рынка не сулит каршерингу ничего хорошего. И вот почему: 

  • Опасность на дорогах. Как говорит статистика, примерно 40% пользователей, которые ездят под фальшивыми аккаунтами, вообще не имеют прав. Еще порядка 20% — это несовершеннолетние пользователи или люди, которые не имеют стажа вождения и хотят «покататься» без риска получить финансовые проблемы. Чтобы не пришлось оплачивать ремонт и штрафы. Получается, что 60% пользователей — это недобросовестные люди, которым откровенно наплевать на безопасность других: лихачи, неадекватные лица и прочий контингент сомнительного качества.
  • Недоверие к каршерингу. Каршеринг появился не так давно. Огромный рынок «левых» профилей не придает этой отрасли солидности. Люди рассматривают каршеринг как сервис аренды для мошенников и лихачей. Это, конечно же, не так. Усугубляет дело вялая реакция операторов, компаний, которые не признают, что проблема действительно есть.
  • Снижение прибыльности бизнеса. Авантюристы, которые ни за что не отвечают, не заинтересованы беречь автомобиль. Отсюда аварии, штрафы для оператора как юридического лица и прочие прелести. Если тенденция так и продолжит нарастать, компании и дальше будут разоряться, терять деньги и уходить из бизнеса. В итоге возникает риск для всего каршеринга как отдельной отрасли.
  • Ужесточение политики компаний. Поскольку как-то бороться с проблемой надо. Есть вероятность, что на орехи достанется честным пользователям, а не мошенникам. При этом потенциальные клиенты дважды подумают, стоит ли соглашаться на аренду на драконовских условиях. С сумасшедшими штрафами и ограничениями.
  • Повышение стоимости каршеринга. Поскольку компании захотят снизить собственные риски, вероятность убытков.
  • Сужение парка автомобилей. Опять же, чтобы свести на нет вероятные убытки. Поскольку за ремонт дорогого авто будет платить тот, кто указан как пользователь левого аккаунта. Получается, что никто. 

И это только вершина айсберга.

И случаи привлечения любителей покататься «без риска» к уголовной ответственности уже есть. Постепенно судебная практика формируется. И будет она явно не в пользу нечестного водителя.

 

Поделиться:

Оставьте ваш комментарий